Подписка на Люберецкие новости

Люберцы. Новости. Афиша

Яндекс.Погода

суббота, 16 января

облачно с прояснениями-16 °C

Люберецкий архив: из истории Люберец 115 лет назад

25 нояб. 2020 г., 15:37

Просмотры: 265


ЛЮБЕРЦЫ. 25 ноября. INLUBERTSY.RU - Люберецкий архив продолжает рассказ об истории Люберецкой земли.

В истории каждого населенного пункта (города, деревни, села) обязательно найдутся факторы, сыгравшие «стержневую» роль в его становлении и во многом определившие его современное «лицо». В некоторых случаях – это усадебный комплекс бывшего помещика с парком, прудами, дворцом, древней церковью, в других – памятники и улицы, носящие имена героев, военные и гражданские подвиги которых переживут века, третьи гордо хранят память о деятелях политики, культуры и науки, меценатах и основателях школ, народных училищ, театров, книжных издательств, библиотек, собирателях «предметов» искусств и естествознания, коллекции которых образовали музеи и картинные галереи. Четвертые возникли благодаря предпринимательской «жилке» местных и приезжих буржуа, основавших фабрики и заводы. Все это в полной мере относится к истории городского округа Люберцы. Но если задаться вопросом, как возник город Люберцы, мы обязательно обратимся к истории строительства железной дороги Москва-Рязань.

Вот как пишут об этом событии местные краеведы М.П. Изместьев и Г.А. Гребенников в книге «Люберецкий край»: «В первых числах июня 1980 г. все окрестности от Жулебино и далее на 80 верст до Песков заполнились пришлым рабочим людом. Со стоном падали вековые сосны и ели под напором пил и топоров. Лошади цугом выкорчевывали могучие кряжи, сотни подвод везли грунт для засыпки ям, для выравнивания трассы. Около 4 тысяч рабочих от зари до зари трудились на этой стройке. Ее торжественное освящение состоялось в Жулебине 26 июня 1860 г.»

Строительство железной дороги Москва-Рязань через Люберцы сыграло огромную роль в судьбе жителей села. Люберчане стали самыми первыми свидетелями движения по ней. Пробный рейс от Москвы до Раменского по недостроенному еще пути был совершен 21 января 1862 года. Газета "Московские ведомости" сообщила: "Приятно было видеть, как на дороге, где мы останавливались один раз для забора воды, крестьяне соседнего села Люберец поднесли распорядителям хлеб-соль в изъявление своего удовольствия, что видят движение по дороге, которая им, как ближайшим жителям, обещает наиболее выгоды". 

После пуска поездов до Коломны - в 1862 году и до Рязани - в 1864-м население стало быстро расти, сдвинулась с места торговля, появились зачатки промышленности, возникли вокруг дачные поселки. Конечно, этому способствовала и отмена крепостного права - Манифест от 19 февраля 1861 года. Начинает развиваться и грамотность. Первая школа для детей открылась в 1875 году. Через три года из нее выделилось женское училище. 

Все это вместе: близость к огромному городу, удобное железнодорожное сообщение, обилие источников воды, наличие свободных рабочих рук привлекло внимание капиталистов, в частности, иностранных.

В 1899 году немецкий промышленник Карл Вейхельт решил запустить здесь завод паровых машин, но за два года разорился. Производство выкупил американец Томас Пурде, и в 1902 году в селе открылась фабрика вагонных тормозов «Нью-Йорк». К лету 1905 года на Люберецком тормозном заводе «Нью-Йорк» работало около 500 человек. Многое из них стали участниками Первой русской революции. Дружина рабочих завода влилась в отряд машиниста А.В. Ухтомского, ставшего впоследствии легендой нашего края. В историю Люберецкого района этот человек вошел много десятилетий назад, настолько давно, что многие люберчане уже и не помнят, кто же это такой. В разгар революции 1905 года он возглавил стачечный комитет, потом спас паровоз с пассажирами от казачьего патруля, припустив с невероятной скоростью задним ходом.

В Люберецком муниципальном архиве в «Метрической книге записи рождений, брака и смертей в Преображенской церкви г. Люберцы» 1905-1911 г.г. в разделе «Об умерших» имеется уникальная актовая запись за № 65 о том, что 17 декабря 1905 года крестьянин Новгородской губернии Кирилловского уезда Покровской волости деревни Позднино Алексей Владимирович Ухтомский расстрелян и погребен священником Василием Зиминым с псаломщиком Дмитрием Цветковым на приходском кладбище.» (Фото № 1).

Имеются также и записи о соратниках А.В. Ухтомского, принявших активное участие в событиях тех дней. Более подробный рассказ о героических событиях 1905 года мы продолжим в следующей части нашего повествования.

Топалова Татьяна Михайловна

Обсудить тему

Введите символы с картинки*