Подписка на Люберецкие новости

Люберцы. Новости. Афиша

Яндекс.Погода

среда, 22 мая

ясно+24 °C

Онлайн трансляция

Лидия АНТОНОВА: «Чаще о ЕГЭ задают вопросы родители, потому что они учились в другой системе координат»

23 окт. 2015 г., 13:51

Просмотры: 216


– 5 октября в России отметили День учителя. Лидия Николаевна, Ваша жизнь неразрывно связана с образованием и этот день, в полной мере, можно считать вашим профессиональным праздником. Вы целенаправленно выбирали эту сферу?

– 5 октября в России отметили День учителя. Лидия Николаевна, Ваша жизнь неразрывно связана с образованием и этот день, в полной мере, можно считать вашим профессиональным праздником. Вы целенаправленно выбирали эту сферу?

– Наверное, элемент случайности все-таки имел место быть, но мой дедушка по маминой линии был физиком. Он был директором школы. Дедушка родился в конце XIX века в простой крестьянской семье, в Белоруссии. Он был очень способным мальчиком. Местный дьякон научил читать маленького Колю и посоветовал ему идти учиться. И маленький Коля, мой дедушка, пошел пешком из деревни под Гродно в Вильнюс. Там он поступил в университет, хотя это было очень сложно для крестьянского сына. Он сначала закончил Вильнюсский университет, потом Московский. Но это был период войн. Он участвовал и в Первой Мировой войне и во Второй. В царское время он квартировал в Сергиевом Посаде и там познакомился с моей бабушкой. После войны он был директором школы в Москве. И я помню, когда я была маленькой девочкой, как к нему приезжали ученики, как его любили... Я поняла, что эта профессия накладывает на человека многое... Но я не собиралась работать в школе, получила образование в нашем областном университете – думала работать переводчиком. Но так сложилось, что мне надо было подумать о жилье, у меня родилась дочь. А на тот момент, как и сейчас, хорошим учителям давали жилье. Я подумала, поработаю немного в школе... И вот это «немного» у меня растянулось на 20 лет – которые я проработала учителем в Люберецком районе.

– Более 40 лет вы отдали образованию. Тенденции, законодательство, стандарты – очень сильно поменялись за это время. Сначала – долгая история создания советских стандартов, потом поворот на 180 градусов, берем кальку с иностранных моделей, вводим ЕГЭ, разные тесты, модули и т.д. Сейчас опять мы говорим о том, что писать сочинение – это гораздо эффективнее и разумнее, чем выбирать один вариант из 4-х пунктов. Все это происходило на ваших глазах, и вы были непосредственно внутри всей этой образовательной кухни. Как это все происходило? Насколько тяжело принимать что-то новое и насколько тяжело внедрять что-то новое?

– Я, как и многие мои коллеги, к ЕГЭ относилась очень настороженно, но относилась настороженно с точки зрения его содержания. Во-первых, мы – россияне, привыкли к другой системе проверки знаний. У нас очень много времени уделяется таким предметам как литература, история, где человек может через устный рассказ, через устное сопровождение своих знаний выразить свою позицию. Европейская и американская системы всегда строились на тестах. Учеников проверяли не через устный рассказ, а через тестирование. У нас даже на математике, на физике, помните: «К доске. Отвечай.» Даже сейчас прошло больше 10 лет после внедрения ЕГЭ, но поколению это трудно пережить. Когда экзаменатор говорит с экзаменуемым, всегда присутствует человеческий фактор. В тестировании он исключен. И это многие не воспринимают. Но зато в ЕГЭ есть один весомый плюс. Мое поколение помнит, и все мы знаем, что есть родители со связями, которые могут позвонить, могут повлиять, если что... Так вот сейчас дети из обычных семей, родители которых никуда не могут позвонить, благодаря своим знаниям и желанию поступают в престижные вузы и успешно в них учатся. А нам нужны хорошие специалисты. 

– Какие изменения, новшества нас ждут в образовании?

– Я думаю, ЕГЭ будет совершенствоваться. Нам надо найти такую схему, когда человеческий фактор присутствует, но когда есть объективность. Сегодня уже видоизменен экзамен по литературе, введено сочинение. Я бы сказала, что ЕГЭ приобретает «человеческое лицо». Наверное, это правильный путь. Надо готовить школьников с самых первых классов к такой системе, чтобы психологически они были к этому готовы. А учителя... Поколение меняется, приходят новые педагоги. Они уже такие вопросы не задают, да и ученики тоже. О ЕГЭ задают вопросы родители, потому что они учились в другой системе координат.

– Чего ожидать сегодня родителям от современного образования? Как они могут помочь своим детям и учителям?

– Мне кажется, что сейчас самый главный риск, который есть в школе – это не уйти только к подготовке к ЕГЭ. Знать только те предметы, которые ты выбрал. Я думаю, что небольшой процент учеников может в школьные годы понять и осознать, кем хочет быть, где будет полезен. Достижение советской школы было в том, что нам давали полифоническое образование, да и сейчас в российской школе это тоже есть. И если ты хорошо учился, можешь выбрать и предметные смежные взаимодействия. Сегодня важно создать такие условия и в семье, и в обществе, и в детском саду, и в школе, чтобы была мотивация учиться. Сейчас, к сожалению, эта мотивация слабеет. Многие школьники задаются вопросами: «Зачем учить географию, зачем учить второй или третий язык, зачем это надо?» Вот это плохо. Я считаю, что с таким подходом мы можем заранее потерять новых ньютонов и эйнштейнов. Второй большой риск – уход от трудового воспитания. Обязательно должен быть баланс. С одной стороны – это мотивация детей к учебе, а с другой – к труду и созиданию. Мы часто говорим про западную школу, там студентам даже из очень обеспеченных семей извините, не стыдно мыть туалет или убирать столы в ресторанах, подрабатывать. У нас это тоже сейчас внедряется. Ребята начинают работать в сфере обслуживания, но не так массово. 

– Долгое время вы работали в исполнительной власти, сейчас в законодательной. Где, на ваш взгляд, сложнее, интереснее?

– Вы знаете, это очень важный этап в моей жизни, когда мне было доверено право представлять субъект Российской Федерации в Верхней палате. Решения, которые мы принимаем, затрагивают всех жителей нашей большой страны, а это огромная ответственность. 

– Недавно Совет Федерации разрешил президенту применить военную мощь России за пределами страны. Легко ли для вас принимать такие важные решения?

– Что касается конкретного решения. Я хочу сказать, что оно было настолько подготовлено, выстрадано... Жизнь нас учит тому, что Россия всегда находится на стыке очень важных исторических событий. Россия всегда будет ответственна за события, происходящие в мире. Сегодня другого решения не могло бы быть, хотя мы понимаем, что находимся в непростой ситуации. Но... есть такая фраза: «Кто, если не мы?». Это очень непростое решение, но очень необходимое.

– Помимо статуса сенатора, вы занимаете ответственную должность в партии «Единая Россия». Почему еще и политическая карьера?

– Вы знаете, я очень рано пошла работать, сразу после школы. В те времена партсобрания проводились чаще, чем совещания. Тогда была позиция: «умники», сидя на последних рядах, говорили: «Пусть там кого-то избирают, а мы тут посидим». Я думала об этом и считаю, что это неправильно. Люди, которые обладают хорошим кругозором, отличными знаниями, профессиональными качествами, которые умеют с людьми разговаривать, должны приходить к политической деятельности. А вы знаете, это непросто с людьми разговаривать... Надо, чтобы тебя не просто слушали, а еще и услышали. Мы знаем многих политиков, есть, например, как бы со знаком минус, но они настолько харизматичные, что именно это качество позволяет им вести успешную политическую карьеру. Или он политик со знаком плюс, но он никому неинтересен. На сегодняшний день я просто уверена – нет другой реальной силы, которая бы сумела не просто декларировать, а на деле показать свою работу. Конечно, это – партия «Единая Россия». Партия – это прежде всего люди. Люди очень интересные, которые реально работают: одни имеют большой опыт, другие – молодые, но хотят очень многое сделать. Для меня это интересно, но непросто. Заставить работать нельзя, но я стараюсь, чтобы людям вокруг меня было бы также интересно, как и мне. 

Беседу вела Е. ВОРОБЬЁВА

Опубликовано в газете "Люберецкая панорама" от 22 октября 2015 года